11 авг. 2011 г.

Испоганился Фейсбук

Когда контрабандист ползет через пропасть по жердочке или купец плывет в маленьком суденышке по Великому океану - это почтенно, это понятно. Люди деньги зарабатывают.
Е. Шварц. "Обыкновенное чудо"

Испоганился Фейсбук, увы. Всего несколько лет назад - а кажется, вечность - все было так мило и просто. Посылали друг другу открыточки, цветочки и дринки. Сообщали что-то важное или просто интересное всему кругу друзей и временами это обсуждали. И вот пришли Люди. Которым Фейсбук понадобился Для Работы. Вы поняли? Не детский этот лепет о чем попало, а Дело с большой буквы. Например, лайки собирать.

Случилось это тогда, когда до большинства дошло, что ФБ является серьезным пиар-инструментом. Проблема только в том, что большинство самопиарщиков, в том числе и компании, где жнец, швец и в дуду игрец сеошник, он же пиарщик, он же рекламист, он же копирайтер, он же Гога, он же Жора... впрочем, это уже из другой оперы... Когда каждый, у кого хватает духу заявить о себе в полный голос и ума залить ролик на Ютьюб, понял, что на страницах ФБ можно громко крикнуть "А купите!"
Корень этой голосистой тусовки - те же самые люди, которые раньше заспамливали форумы и почты "бесконечно выгодными" предложениями. Но сейчас дело зашло много дальше. Каждая уважающая себя компания сочла необходимым завести СММ, но ума не приложит, как можно контролировать его эффективность. И тут на поверхность всплыли эти самые злосчастные лайки. Чем больше - тем лучше. На лайки объявлена охота. В ход пошли призы различной крупности: фотоаппараты, телевизоры, право покататься на машинке и скушать бесплатное мороженое.
Чем же по сути являются эти жадно считаемые лайки? Они создавались как знак друзьям: я увидел и оценил. Или: обратите внимание, здесь что-то, что я считаю достойным внимания. И - да, в определенном смысле именно они могут стать великолепным инструментом такой части public relations, как СММ. Если только не воспринимать их как чуть ли не клещами вытянутое разрешение валить прямую или плохо завуалированную косвенную рекламу на мониторы  всех, кто на этот злополучный лайк нажмет. Нужно ли говорить, что ценность такого одобрения снижается с каждым днем и уже сейчас практически ушла в минус?  Тысячи реальных людей и ботов жмут на кнопку, скрывают все сообщения от того, на кого нажали, и живут дальше. И это хорошо, если скрывают, потому что более ленивая часть населения просто перестала читать по 150-200 сообщений, ежедневно всплывающих на стене.
И полбеды, если бы этим спамом занимались только компании. Но большинство сейчас так или иначе ищет работу - кризис, как ни крути, - или боится потерять актуальную. А ведь все мы знаем, что случилось с сотрудниками автомобильной компании, посмевшими на своей территории сказать худое слово о своих работодателях. Ситуация с частными лицами еще печальнее, чем с организациями. Не имея ни малейших представлений о селф-пиаре и такой важнейшей его составляющей, как искренность, многие полностью прекратили живое общение и занялись самовосхвалением не хуже продавцов восточного базара.
- Купите меня, я самый умный, а еще хорошо выполняю заказы!
- Я презираю его, он говорит не на том языке и состоит в фиговой партии, вот я знаю, как жить правильно - купите меня!
- У меня лучший в мире характер, я хорошо одеваюсь, улыбаюсь в восемь утра и читаю философские книжки - меня купите!
- Я-я-я, меня, меня!!!...
Каждому кажется, что если он крикнет погромче, окружающие наконец поймут, кому отдать свои деньги. На самом же деле они просто заткнут уши. И это то, что мы имеем сейчас в соцсетях. Написать что-то важное друзьям? Они не заметят, если ты не повторишь это как минимум в чате или письме. Донести важную или просто приятную информацию? Это стало так же комфортно, как разговаривать вполголоса на рыночной площади. Люди добрые, ну перестаньте же уже себя нахваливать и делать яркие заявления, оплевывающие конкурентов. И почитайте на досуге хоть о пиаре, что ли...

Комментариев нет:

Отправить комментарий