21 июн. 2013 г.

Афонские списки в Киеве

Что за неожиданность подстерегла меня сегодня.
На Ярославовом валу, 1, прямо возле Золотых Ворот обнаружилась маленькая двухкомнатная галерея со списками, на минуточку, чудотворных афонских икон. Притом списки творились афонской братией по всем правилам. Это, вообще говоря, само по себе чудо. Оригиналы не покидают пределов Афона, а очередь на выполненные в византийской манере с полной детализацией копии расписана на годы вперед.

Икон всего шесть.
Отрада и утешение. Богородица прижимает к краешку губ руку Сына. Нежный жест любви и доверия. Любит - как старшая. Доверяет - как Всемогущему. Эта икона гонит печаль и дарует всякие радости, в том числе и здоровья.
Сладкое лобзание, Гликофилусса. Богоматерь прижимает к себе Дитя. Никому не отдам. Знаю, что отдам. Младенец на иконе - почти что воин. Он и обнимает мать, и чуть отстраняет ее, еще не готовый, но уже знающий всю длину своего пути. К Гликофилуссе идут просить о детках и об укреплении веры в беде.
Экономисса, Игуменья Афонской горы. Спокойная, мудрая, благословляющая простертый под ее ногами Афон и каждого, кто придет за дельной помощью. А приходят к ней в поисках духовника или мужа, и этой же иконой благословляют молодую жену, чтобы была мудра, разжигая семейный очаг. Монахи же чтят ее как свою покровительницу.
Всецарица, Пантанасса - целительница. Избавляет от телесных бед, в том числе и от рака, а также от психологических и душевных. К ней идут родители наркоманов, к ней приводят и бесноватых. Лицо Матери уверенно и серьезно, Младенец со свитком в руке недетски мудр, почти суров. Суровы и ангелы за троном. Медицина, как ни крути, дело серьезное.
Милующая печальна, но и нежна. Тешит болтающего ножками Младенца, а смотрит на тех, кто к ней пришел. Рот чуточку сжат. Эти люди обрекли ее Сына на труднопредставимую муку. Она все видела. Что поделать. Она не держит зла. А приходят к ней с просьбой защитить от эпидемий, поддержать в трудностях, вымолить помилование в самых страшных грехах.
Портаитисса, моя любимица, Иверская Богородица. Говорят, лик ее суров и наводит трепет на паломников, а я все смеюсь возле нее, все смеюсь от радости. Хочется погладить ее по нежной щеке, чуть повыше алого шрамика. Говорят, давным-давно, во времена преследования, разбойник вломился к Ней, бросил в икону копье и отшатнулся: из полотна брызнула кровь. Дело давнее, а след остался, на копии он тоже написан, только ярче, чем ранка на оригинале. Разбойник тот впоследствии стал одним из афонских подвижников. А Портаитисса проявила свой характер еще раз. Братия вносила ее в соборный храм, но снова и снова находила у врат монастыря. В конце концов Богородица явилась одному из братьев и сказала прямо: "Оставьте икону при порте, а меня в покое. Не вы меня храните, а я вас". Там, при порте, ее и оставили, но, все-таки, выстроили храм у ворот, где она и осталась. Портаитисса означает Привратница, и, думаю, дело тут не только в монастыре. Фигуры Матери и Младенца лучатся покоем, доверием и тем тихим пониманием, когда слова не нужны. Рядом с ними можно быть таким, как ты есть, просто быть...

Галерея работает круглосуточно и бесплатно. Проводятся светские экскурсии и молебны, и я не знаю, как во время молебнов, но в обычное время дресс-код практически отсутствует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий