4 июл. 2013 г.

Волшебство в Городе мастеров


Тук-тук привез нас прямо к королевской площади. Но хочется посмотреть город, а главное, где-то здесь есть еще храм Маха Будда, Храм 9000 Будд, великая святыня, точная копия храма Махабоддхи в Бодхае, места, где Будда обрел просветление. Не станем спрашивать дорогу, пойдем по знакам. Интуиция или левая пятка ведет вглубь жилых кварталов. Здесь чисто и небогато. Воздух насыщен особым духом деловитой пристойности и звуками молоточков. А вот и они, мастерские, где изготовляют ступы. В Патане очень много чеканщиков по металлу, и изделия они производят самого разного уровня - от простеньких ступ и кустарного литья до дивных статуй в человеческий рост и узорных украшений церквей. Рабочие худы и бледны, целыми днями они сидят в душных ангарах без света и дышат вредными испарениями и металлической крошкой, однако делом своим горды и охотно позволяют себя сфотографировать, чтобы я могла увезти рассказ о них в земли, где они никогда не побывают.
Снова и снова удивляюсь Непалу: все здесь открыто, все - тайна. А кланяемся встречным мы уже рефлекторно, почти так же естественно, как местные. Эти поклоны так и не выйдут из меня по возвращении - сколько раз скажу "спасибо", столько и поклонюсь. Дома эта привычка будет выглядеть немного странной, но скоро я перестану с ней бороться - хорошая, пусть остается.
В одном из особо пыльных переулков - маленький храм, беленький, с расписными цветами, оленями, птицами, голубыми витыми колоннами и такими веселыми львами у входа, что мы тут же лезем гладить и фотографироваться. Внутри храма - нежнейшие краски, тончайшая резьба, радость, ясная, как в небе. И пожилой суровый священник, вышедший навстречу незваным гостям. Можно смотреть, можно фотографировать, можно быть здесь сколько угодно, но потом - вам туда! Сухонькая рука властно указывает направление. Вот и первый знак.
Мы даже не знаем, куда нас отправили. Улицы с разомлевшими от жары стаями псов, стаями мальчишек в масках. Сплетничают о нас. А нам не привыкать. Дворик индуистского храма.  Кажется, здесь живет местная Кумари. Гордо отмечаем, что наша - красивее. Пожилая женщина стирает белье в тазу, сидит в своем малиновом сари на корточках - мне так никогда не усидеть - седые волосы убраны в узел, на лице - мир. Хочется сесть рядом и тоже что-то постирать.
Еще дорога, еще поворот, и мы выходим туда, куда не ожидали. Боже, как это прекрасно! Храм Рудра Варна (то есть красный) Махавихар, 1500-летний буддийский монастырь, по совместительству еще и собрание произведений непальской скульптуры.
Монастырь был основан в шестом веке королем Шивадевой. Спустя века его обновил другой король, Рудрадева. Теперь название монастырской общины включает в себя всю историю: Шива Дева Санскарит Омкули Рудраварна Махавихар, что означает примерно "Основанный Шивадевой на южном лике города, отреставрированный и опекавшийся Рудрадевой монастырь". Здесь короновались непальские короли, двор поныне дышит их величием. Живые скульптуры заполонили его: ласковые и трагичные львы, веселые жестокие гаруды, мудрые слоны и кроткие обезьяны, каждая шерстинка, каждый коготок живые. Можно фотографироваться. Можно лазить где попало, только в самый монастырь и в дома семьи, поддерживающей здесь порядок, нельзя. Монахи совершенно не заботятся о тайне: Будда сам откроет каждому столько, сколько сочтет нужным.
Нам он открывает крыс. По узким галереям, мимо нежных золотых статуй с живыми глазами движемся к главной святыне, Будде с выкрашенным алой краской лицом, в синих с золотом ризах, золотых, расцвеченных камнями окладах. Приходится немного подождать, здесь французская экскурсия. Разглядываем французов. Судя по всему, недавно приехали, беленькие, робкие. Они - нас. Просветленные делают зарубки в памяти на предмет одежды. Старшие женщины умиляются моей дочери: она купила в Заре длинную светлую рубашечку с ручной вышивкой и теперь выглядит богатой непальской невестой, что ей, между прочим, дают понять все встречные парни.
Но вот французы разбрелись по статуям, и мы уже с толком приближаемся к величественной святыне. Тыдыдж! Стремительная тень проносится мимо изваяния. Тишина. Отворачиваюсь. Дзынь! Задета металлическая подвеска. Стремительно оборачиваюсь и вижу исчезающий хвост. Крысы. Затеяли  нечто вроде игры в "замри!", я охотно включаюсь. Оборот - топот лапок, тени на грани сознания, тихий смех, прыжки за спиной, писк, все быстрее, все стремительнее, забывшись, я визжу в голос, самая расшалившаяся крыса опрокидывает чашу для жертвоприношений, ну и шум мы устроили! Монахи не сердятся, посмеиваются вместе с обслугой на соседней галерее - деликатно, чтобы не мешать игре. Набегавшись, крысы выходят знакомиться. Мама с малышом бегают по синему плечу Будды. Удивительно, но на ризах ни дырочки, крысы их не грызут. Солнце в зените, а мы все никак не продолжим свой путь: то выйдем из волшебного двора к изящной веселой ступе у входа, то снова вернемся под своды золотой пагоды, к царям и гарудам, к печали и счастью...
Но путь открыт, а знаки просты - скромные стрелочки указывают дорогу к Храму 9000 Будд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий