4 нояб. 2010 г.

От Октогона до Деак

Октогон встречает солнышком и заманчивыми указателями. Но я все же хочу попасть в Базилику. На бульваре Андраши - что-то странное. И сам он, и прилегающие улочки усеяны аккуратными горками строительного мусора и старых вещей. Рядом с некоторыми сидят люди - охраняют. Сегодня на бульваре много бедно одетых людей, они подходят к вещам, выбирают что-то для себя, уносят. Я никогда о таком не слышала. Благотворительность? Уборка? Перестройка?

В недоумении добираюсь до Театра оперетты. По сравнению с Оперой он мал и скромен. А ведь Будапешт считается европейской столицей оперетты. Именно сюда в XIX веке эта веселая муза перебралась, чтобы прижиться и поселиться в конце концов на улице Надьмезе, которую зовут еще Пештским Бродвеем. Действительно, капельку похоже. Напротив Оперетты - замечательная скульптура. Таинственная незнакомка в шляпе держит за подборок праздного и пьяного комедианта. Но если обойти с другой стороны, станет видно, что пальто актера пусто, это футляр, придерживающий на палке череп, покрытый дамской шляпой. Все декорация, все обман, но игра со смертью - настоящая.
Здесь много кафешек, дорогих и очень дорогих, но мною вдруг овладевает неудержимое желание шикарно жить. Отчасти на него повлиял пробегавший мимо молодой официант, очень уж он дружелюбно пригласил в свое кафе Ле Комеди. Кафе недешевое, но порции просто неподъемные. Народу полно, а ощущение такое, что только меня здесь и ждали. Я знаю, что это излюбленное место встреч будапештских артистов. Официант помогает выбрать блюда и искренне переживает, понравится ли мне его любимая палачинта. Мне все нравится, и сам парень тоже нравится, живой, веселый, но с печальными венгерскими глазами. Искренне желаю ему удачи.
Оп-па... Досиделась я в кафешке-то. Стрелки часов приблизились к четырем, а именно в это время в октябре закрывается Базилика святого Иштвана. Переваливаюсь как объевшийся пингвин, спешу в надежде на чудо. Все мне удается в этот прощальный день. Базилика открыта. Почему-то, когда я вспоминаю о ней, у меня всегда ощущение, что внутри - листопад. Может, из-за обилия желтых, красноватых, золотых оттенков. Разноцветный мрамор, позолота, витражи - и только  стройная статуя святого покровителя Венгрии белоснежна. Величественный и печальный Стефан Первый стоит над алтарем, благословляя и охраняя свой народ. Тихонечко присаживаюсь рядом. Секунды неслышно падают на плечи. Большинство архитекторов мира считают, что собору не хватает света. Я не архитектор, мне хватает.
Базилика стоит на площади Святого Иштвана, собственно сама она и есть основной частью этой площади, поскольку занимает в длину чуть не сто метров. Ширина - примерно две трети длины - заставляет вспомнить о Золотом сечении. На одной из колоколен - девятитонный колокол, самый большой в стране. Можно подняться на башню и полюбоваться Дунаем и городом. Будапешт очень разный, и в эту игру можно играть сколько угодно: с каждой башни, с каждой горы будет открываться новый обзор.
В самом соборе покоятся мощи святого короля. Впрочем, покоятся сказано с натяжкой. Рака с нетленной рукой, Святой Десницей, доступна для обзора. Проглатываю сильное неудовольствие: рака не освещена, нужно заплатить два евро, чтобы служитель включил свет на минуту. Не люблю я коммерческого отношения к святыням, ну ни разу не люблю. 20 августа, в день святого Иштвана рака совершает путешествие через весь город, а за ней тянется крестных ход.
Я ничего не понимаю, уже полпятого, а храм все еще открыт. Вокруг алтаря топочут музыканты, скоро здесь будет репетиция. В Базилике пару раз в неделю проводят концерты, а иногда - музыкальные фестивали. Вообще такое впечатление, что фестивали - одно из любимых венгерских развлечений, особенно музыкальные. Взять хотя бы Сигет.
От Базилики красивая улица Бойчи-Жилински ведет прямо до Деак тээр. По дороге, недалеко от одноименного с улицей метро - скверик. Там носятся роллеры и скейтеры. Не знаю, то ли молодежь стала намного приятнее, то ли я научилась с ними обращаться, но сейчас они не кажутся мне такими агрессивными, как раньше. Мирно иду среди скользящих вокруг меня фигур, надеюсь, что не наедут на больную ногу. Ощущения - как в аквариуме, только грохочущем. Разноцветные рыбы носятся туда-сюда и виляют скейтами.
В Будапеште проходят дни дизайна, поэтому на улицах там и сям можно встретить странноватые скульптуры. Долго, вдумчиво взираю на нагромождение деревянных палок. Точно такие же я видела на проспекте Андраши, только там это был мусор, а тут - высокое искусство. На площади Эржебет, в парке, готовятся какие-то масштабные показы. Еще бы, под парком - Институт дизайна. Студенты, перекликаясь, таскают туда-сюда непонятные конструкции, отпускают по ветру опилки и оберточную бумагу. Фонтан с четырьмя фигурами, символизирующими реки - Дунай, Тису, Драву и Саву - теряется под натиском авангарда.
Наконец, Деак. Уже стемнело, но домой никто не идет. Начинается это извечное кружение: улица Деак, Вачи, бульвар Кароль, обратно... Когда-то площади Деак и Эржебет были рынками. Вокруг Деак и сейчас так - сплошная торговля. Пафос зашкаливает. Разодетые люди, хорошие машины. Масса магазинов, все бренды миддл-ап, через пять минут кружения у меня в руках - огромный пакет от Томми. Уличные кафешки полны, в торговых центрах настоящая давка, вечером сюда ходят на людей посмотреть и себя показать. Кружу вместе с толпой, слушаю уличную музыку, разглядываю чирлидеров, рекламирующих новый магазин. В конце концов совершенно теряю направление, смеющийся венгр и сам не знает, как объяснить... А я бы и не находилась. Последний вечер в Будапеште, последний вечер...

2 комментария:

  1. Сегодня мелкими перебежками удалось дочитать и снова перечитать всю Твою Венгрию! Да, я не ошиблась, именно-Твою! Но теперь - и мою тоже. В очередной раз получила море удовольствия! Да что там! Это-просто кайф! Талантище!!! Венгры, я думаю, были бы счастливы, прочитав твои зарисовки! Столько уважения, признания, любви!
    Прекрасный труд! Чудный путеводитель! Огромная историко-художественная работа! Наслаждение-необычайное! Радость безмерная, что могу это читать, чувствовать, участвовать!!!
    В сотый раз тебе - огромное спасибо от мамы! Для человека, который этого никогда не видел и в будущем не будет иметь такой возможности, это-роскошный подарок, пронизанный такой теплотой, таким вкусом! Стильно! С чувством меры! Эмоции переполняют-меня несет, но все это - от души!
    Мы тебя ОЧЕНЬ ЛЮБИМ!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая, ты всегда появляешься вовремя. Спасибо тебе, ты мой лучший мотиватор! И. конечно, огромное спасибо маме, потому что увидеть все, что я люблю. моими глазами - это тоже дар сердца и огромный подарок лично для меня :-)

    ОтветитьУдалить