6 авг. 2010 г.

Лефкосия: вернись - останься здесь

Это был один из самых странных дней в моей жизни.
Если хочешь, чтобы судьба переменилась, в день своего рождения проснись одна в незнакомом месте. Иди гулять, веселись, живи, как хочешь, но близких с тобой быть не должно. Проживи этот день одна, дождись захода солнца, и можешь возвращаться.
Я поступила почти так. Настолько, насколько это вообще было возможно. Всего половина предыдущего дня была потрачена на переговоры с ресепшеном в попытках выяснить, как добраться до столицы. Оказалось, что есть автобус, но ходит он не отсюда, а от аквапарка, и их всего три-четыре в день, и они могут не приехать... Но есть еще "Тревел Экспресс", междугороднее такси. Это очень интересная штука, я такой еще не видела. "Тревел Экспресс", нечто вроде междугородней маршрутки, путешествует по определенным направлениям, но при этом приезжает забирать своих пассажиров и высаживает их по любому указанному адресу, как обычное такси. Цена - фиксированная, очень разумная, от адреса не зависит. В целом это удлиняет путь, поскольку восьмиместный Мерседес заезжает за каждым из своих пассажиров, в разные концы города, но общие преимущества бесспорны.
Я пыталась заказать машину на шесть утра, киприоты сочли меня идиоткой, но сдержались. Экспресс согласился приехать в 6:45. На самом деле, все было продумано: в машине я уснула и проснулась уже в пути, в незнакомом месте. Правда, я была  вдвоем. Моя героическая подруга, проникшись важностью цели, приняла решение быть рядом (собственно, ей тоже хотелось приключений), но молчать и даже не смотреть друг на друга без необходимости. Кажется, Кипр был удивлен нашей загадочной парой, но воздержался от комментариев.
Первым сюрпризом оказалось, что в Ларнаке, которая лежала на нашем пути, нужно пересесть в другую машину.
Пара слов о Ларнаке. Это немаленький город с аэропортом, бутиками и прочими радостями жизни. Улицы показались мне кривыми и запутанными до невозможности, особенно окраины.  Ларнака лежит на берегу Средиземного, притом я видела на побережье массу гигантских цистерн с нефтью, на каждой - лого компании, преимущественно одного из нефтяных гигантов. От моря в этом месте изрядно тянет нефтью. Пляжи в Ларнаке не самые симпатичные, темные, как будто из пыли, есть и галечные, а набережная местами представляет собой ничем не огороженную двухрядную дорогу прямо над морем. Лично я бы сто раз подумала, прежде чем покупать туда путевку с целью поваляться на песочке.
Так вот, пересадка. Увидев, что рассветный ветер принес им иностранок, совершенно не понимающих, куда и зачем они едут, мрачные водители посовещались и на всякий случай выделили нам слегка русскоговорящего. Нужно заметить, что сонный грек - на редкость неприветливое создание. Наш новый водитель тоже был таков. Интерес к жизни на его лице обозначился уже при въезде в Никосию, которую греки называют Лефкосия, на всех указателях написано именно так.Проснувшись, водитель слегка подобрел и спросил нас, куда мы, собственно, хотим попасть. Я растерянно пролепетала "в центр..." Пожилой господин снова нахмурился и строго спросил, когда мы намереваемся вернуться.
- Не знаю... В шесть...
- Значит, так, - решительно заявил водитель. - В шесть вас никто никуда не повезет. После трех - самое позднее, потом мы не работаем. Вам придется брать такси, и вы потратите уйму денег. Нужно позвонить в офис и вызвать Экспресс часа на три дня... Э, я сейчас сам...
Не отрываясь от руля, он набрал номер и по-гречески сообщил некоему Костасу что-то, что, видимо означало: здесь у меня две кретинки, нужно спасать, а то они сами потеряются, ищи их потом всей страной.
- Вам нужно быть здесь в 3:15. Вы запомнили? В 3:15. Запишите название площади, вам любой ее покажет. Подождите, Экспресс может опоздать, но не опаздывайте сами, чтобы не терять денег на такси! Ну что вы сидите, вот вам центр, слева - граница, справа - деловая часть. Идите, гуляйте, и чтобы в 3:15 были здесь!
Почувствовав себя удочеренной, я вышла из Экспресса.
Столица только просыпалась. Поднимались жалюзи магазинов, уезжали уборщики улиц, податься было решительно некуда, и я побрела в сторону границы. Где-то по краю видимости туда же брела моя подруга. Кажется, она жалела о нашей идее посетить Северную сторону, но я-то шла как бы сама. В конце концов, это был мой день рождения.
Наверное, не все знают, что за граница разделяет Никосию. В июле 1974 года Турция вторглась на территорию Кипра и после непродолжительной, но яростной войны захватила треть острова. Около 300 тысяч человек были убиты, пропали без вести или стали изгнанниками. Никосия подверглась уничтожительной бомбардировке и в конце концов оказалась разделенной на две части: греческую и турецкую. А весь остров пересекает Зеленая линия - нечто вроде строительной сетки, натянутой на забор. Но это настоящая граница, разделяющая греческий Кипр и Турецкую Республику Северный Кипр. Ни одна из стран-членов ООН, кроме, естественно, Турции, не признает эту республику. Меж тем, в ней есть своя валюта - лира. А Зеленую линию охраняют войска ООН, поскольку мир на ней несколько зыбковатый.
Вот через эту Зеленую линию мы и побрели ранним утром, каждая сама по себе. На единственном на острове пешеходном пропускном пункте нам выдали визы - листочки, подтверждающие, что мы пересекаем территорию несуществующего государства...

 ... я устала, а потому - продолжение следует.

2 комментария:

  1. А я не устала. Текст очень легкий, выразительный и образный, прямо перед глазами встаёт ваше путешествие. Начинаю подмечать, что после твоих рассказов у меня складывается впечатление, что я уже там побывала. Даже могу вспомнить какие-то детали предыдущих путешествий благодаря образам, запечатленным в моем сознании с твоей легкой руки.

    ОтветитьУдалить