31 дек. 2012 г.

2012

Ну, вот.
Этот год, значит.
Он принес мне: невестку, учебу, Москву, Непал и Родной дом.
Он забрал у меня Конец Света, и слава Богу!
Невестка оказалась отличным человеком, лекции читали отличные люди, в Москве меня ждали отличные люди, в Непале, как оказалось, живут отличные люди, а в Родном доме чуть из кожи не вылезли, доказывая мне, какая я отличная.
Все это время мне желали удачи, смотрели фотки, читали блог, держали кулачки, встречали, провожали, приходили на консультации, помогали в работе и по мере сил старались сделать счастливой отличные люди.
Так уж выходит в моей жизни, что самое важное в ней - люди. Спасибо тебе, 2012, что ты подарил мне их столько - отличных. Спасибо вам, люди, что подарили мне отличный год. Пусть так и дальше, да?

27 дек. 2012 г.

Несостоявшаяся дружба

Сами-то мы лазимпатские. Там, на Лазимпате, наш отель. А вот еще одно, поддающееся запоминанию название: Нью Роуд, Новая дорога. Выйдя с площади Дурбар в ее сторону, мы делаем сразу два открытия. Во-первых, здесь обычная улица с асфальтом, тротуарами, магазинами. Во-вторых, от нее идет тоже вполне современная прямая Кантипат роуд, которая и приведет нас на Лазимпат. То есть старыми кварталами теперь можно бродить, а можно и не надо - по желанию. Идем, рассматриваем цивилизацию.

26 дек. 2012 г.

Королевская площадь


Площадь Дурбар, Королевская площадь есть не только в Катманду. Но столичная - самая известная. Возводилась и достраивалась она с двенадцатого по восемнадцатый век. А в злополучном 1934-м сильно пострадала от землетрясения. Здания реконструировали, но не все получили первозданный вид. Благодаря всему этому храмы, дворцы и чоуки (дворики) выглядят набросанными в беспорядке, угадать систему довольно сложно. Еще и потому что на самом деле здесь три площади слились в одну. Басантапур - просторный рынок с сувенирами всех достоинств и размеров, собственно Дурбар с храмами и дворцами и Макхан Тол, как бы вытекающая в улицу, бывшую некогда главной дорогой столицы. И на всех входах и выходах несчастных туристов подстерегают суровые охранники: вход на площадь платный.

24 дек. 2012 г.

"Любовь" Михаэля Ханеке

Никаких шоков. Никаких брошенных на помойке детей, орущих цыган и расстрелянных повстанцев. Пристойная просторная квартира, обеспеченные, все еще красивые люди. Хорошая речь и сдержанные поступки. Кроме одного, конечно.

21 дек. 2012 г.

Дорога к Королевской площади

Пора выходить в большой мир. И придется-таки вставать пораньше, уже к 10 утра Катманду превращается в сумасшедший дом. Полтора миллиона зарегистрированных жителей и уйма нелегалов несутся куда-то по узким улицам, торгуют - весь город в большей или меньшей степени что-то продает. Это, кстати, признак неблагополучия. Предложение превышает спрос. Встать нелегко, но есть один бодрящий момент. Каждое утро, ровно в шесть, мимо летят орлы по своим орлиным делам и точно возле нашего окна здороваются. Не с нами, а друг с другом, конечно. Вот и вторая вещь, о которой я буду тосковать всегда, и знаю это. Печальный протяжный свист не приедается, его можно слушать бесконечно, и каждый раз он звучит по-новому. Три ноты, понижающийся аккорд. Голос неба.

19 дек. 2012 г.

Сад Мечты

Белые стены, сумрачный кассир, - вход платный, можно купить доступ в Интернет, с чем в Непале не очень, - охранник с открытым оружием и в военной форме. Кайзер Махал, Сад Мечты. Как не было Тамеля с его нестерпимым шумом. Прохладные струи фонтанов. Алые рыбки в зеленоватой воде. Благоухание цветов и деревьев. Тишина, вода и воздух, три самых драгоценных блага. Этот сад задуман так, чтобы каждый шаг, каждый ракурс открывал единственный и неповторимый вид.

17 дек. 2012 г.

Понаехавшие в Тамеле

Семь утра по-непальски - это четверть четвертого по-нашему. На раннее вставание нас подвигла не страсть к подвигам, а шум: отель уже не меньше часа полон звуков. Здороваются, убирают, топают в ресторан. Мрамор холла услужливо собирает всю акустику и отправляет в наш номер. Да, в тесных и мягких коридорах наверху определенно было бы тише. Зато ресторан у нас под носом, нужно только спуститься на цокольный этаж. А перед тем - принять душ так, чтобы вода не попадала на лицо, вскипятить воду, ополоснуть маленькие стаканчики и щетки, почистить зубы и не позволить себе смыть пасту с губ из крана. Сидеть вместо прогулки в туалете и думать об особенностях диагностики холеры не хочется вообще никак.

16 дек. 2012 г.

Виктория

Молоденькая девушка со счастливыми глазами. Блестящие кудри и привычка играть с детьми. Наверное, она их баловала. Наверное... И, конечно, ее учили, что делать, если это случится. И, конечно, она не ожидала, что это может случиться, что это вообще возможно в маленьком городе, где все знают друг друга в лицо.
Я не знаю, как все это было. Просто представляю себе урок и шум, который ни с чем не спутаешь. Звуки выстрелов. И ее не изменившееся лицо. Спокойный голос, объявляющий новую игру. Все прячутся в шкафчики и сидят там тихо-тихо, что бы ни случилось. Игра на скорость. Она помогает отстающим, как обычно. Открывает шкафчики и большой стенной шкаф. Прижимает палец к губам, закрывает дверцы. Следит, чтобы не запереть их по привычке. Несколько секунд, все успели. Она еще может сесть за стол и раскрыть чью-то тетрадку. Поднимает глаза. Смерть знакома ей в лицо, в этом городе все знакомы. Смерть пришла в обличье почти что ровесника.
- Где дети? - спрашивает смерть, и она так же спокойно отвечает, - В спортзале. Думает ли она, что начнется, если кто-то чихнет или выпадет из-за дверцы? Дети привыкли ей доверять.
Смерть поднимает оружие. Она не успела узнать, как оно - быть замужем, родить  собственных детей, познакомиться с учительницей первого класса. В силу возраста она почти ничего толком не успела узнать. Она не успела узнать, что всех спасла...

14 дек. 2012 г.

Катманду. Зачем мы сюда приехали?


Арабские пилоты очень хороши. Самолет сел, как на бархатную салфетку. Ой. Оказывается, Второй терминал был... Неплохим, в общем, был. Пешком направляемся к чему-то, кажется, кирпичному, одноэтажному. Внутри - неподвижные силуэты людей, решивших, видимо, умереть там. Здесь не так тепло, как в Дубае, но в целом сойдет.

12 дек. 2012 г.

Понаехавшие в Непале. Второй терминал

Я очень долго раскачивалась на эту историю. Впервые в жизни не знаю, как рассказать о другой стране. Это потому что она совсем, ну совсем другая, нет даже общих слов. Отлично понимаю, в чем причина загадочного молчания путешественников. И все же, посмотрим, что из этого выйдет.